(XIV или XV (?) в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Боровский. Упомянут в «Книге глаголемой Описание о российских святых» без указания дня памяти и даты преставления: «Преподобный отец Никифор Боровский чудотворец» (РНБ. ОЛДП. Q 862. Л. 119, XVIII в.; СПбДА. А. II. 63. Л. 48, XIX в.; Мих. Q 532. Л. 232 об., XVIII в.; Q. I. 382. Л. 54, XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). В т. н. Кайдаловских святцах, известных архиеп. Сергию (Спасскому), он именовался учеником прп. Пафнутия Боровского, память святого была отмечена под 9 февр. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 568). В иконописном подлиннике XVIII в. Н. назван учеником прп. Сергия Радонежского, в статье под 19 апр. здесь говорится: «Преподобнаго Никифора игумена Катанскаго (возможно, Тутанского.- Е. Р.) монастыря ученика Сергиева» (РНБ. ОЛДП. F.110. Л. 39 - ЭК ИРЛИ (ПД)). Внешность святого описана следующим образом: «Надсед, брада мене Сергиевы, риза преподобническая». В др. иконописном подлиннике он назван игуменом Боровским: «О ученицех... Сергия игумена Радонежскаго... Никифор игумен Боровский»; «Сед, брада короче Власиевы, власы с ушей...» (РНБ. Тит. № 3117. Л. 13, XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). Прот. С. К. Смирнов, Е. Е. Голубинский отождествляли Н. с прп. Никитой Боровским (Ɨ после 1421), наставником прп. Пафнутия Боровского. Это отождествление сохраняется в совр. иконографических и агиографических справочниках (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 178-179). Изображения Н. известны, напр., на иконе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева монастыря (вклад кнг. Анны Шереметевой, СПГИАХМЗ; Н. представлен справа в среднем регистре, в молении, одеяние монашеское, куколь лежит на плечах); в росписи ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842 (?); поновления - 1871, 1947; ростовой образ на откосе ниши южной стены, седобородый старец в клобуке, мантии и епитрахили, руки с четками на груди); на хромолитографии 1891 г., изданной к 500-летию преставления прп. Сергия Радонежского в московской мастерской М. Т. Соловьёва, с композицией в среднике Собора Радонежских чудотворцев (ГИМ; Н. под № 44 в правой группе, голова не покрыта). За исключением последнего эстампа, на иконах и в монументальных циклах с Радонежскими святыми, как правило, изображен или Н., или прп. Никита Серпуховский. Единоличный поясной образ Н. выполнен мон. Иулианией (Соколовой) в 60-х гг. XX в. (сохр. фотография из альбома игум. Марка (Лозинского), иконописная школа при МДА - Алдонина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 216; Н. представлен прямолично, в клобуке, руки скрещены на груди). Н. канонизирован в составе Собора Радонежских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г.